dakrona (dakrona) wrote,
dakrona
dakrona

Связь деградации античности с современным логотипом

Сразу говорю, это пост ни о чём. В нём будут рассуждения о вещах, которые затрагивались во время изучения теоретических дисциплин.
Тем временем хочу поблагодарить всех читателей. Вчера посещаемость достигла своего пика - 20 человек, впервые за весь год. Таким образом, мой незримый легион растёт. И...это здорово? Потому что посты такой длины в принципе мало кому интересны, а значит, моя аудитория пополняется людьми довольно любознательными и усидчивыми. У меня никогда не было цели раскрутить это место, поэтому мне вдвойне приятно, что ваше число растёт. Спасибо.
И мы на этом прощаемся, расчётное время следующего поста - сентябрь. Мы будем сдавать летнюю практику, и мне надо будет об этом отчитаться :)

Рождение Афродиты



Да, а теперь разберёмся с теми, кто остаётся со мной и хочет читать дальше. У нас было только два теоретических экзамена: история печатногографического искусства и история искусства. Папам! Последняя от древности до эпохи Возрождения. И пока я готовилась к обычным просмотрам и не спала сутками, в голове начали рождаться весьма странные мысли по поводу пройденного.

Флоренский - эзотерик

Например, что у истоков нашего вуза стоит эзотерик. Дада, одно из лиц, на которое мы буквально молимся, делало научные исследования именно в этой области. Звали его Павел Флоренский.

Одно время очень близко дружил с Фаворским, который, как известно, глубоко чтим в Полиграфе. В основном о Флоренском мне известно из рассказов Чувашева и бабули Розановой. Он был учёным буквально во всех областях, рисовал и написал много теории по этому поводу. У Розановой издавалась методичка, состоящая из цитат Флоренского с её пояснениями. Самым интересным, на мой взгляд, проектом Флоренского, стал параллельный мир, существующий одновременно с нашим пространством. Известно, что в иконописи с древних времён используется обратная перспектива. Её смысл заключается в том, что точка схода находится внутри зрителя. Обратной перспективы в реальной жизни не бывает, у нас прямая. А ещё существует геометрия Лобачевского, которая к рисованию не относится, но это та самая, где через одну точку могут проходить сразу две параллельные прямые, из-за чего эта геометрия связана с некими сферическими пространствами. Так вот Флоренский утверждает, что "мир горний" существует параллельно с нашим, и это то самое место, связанное со всем духовным, о котором говорится в духовных книгах. Попасть туда можно, превысив скорость света (при доказательстве этого Флоренский ссылался на Эйнштейна), что и делает душа человеческая после смерти. Именно оно и изображается на иконах. И да, это то место, где кодируется вся информация о том, что с нами произойдёт, и движение руки, сделанное вами, всегда было уже произведено заранее в том мире идей, вы лишь повторяете его в реальности. Как-то так. Ну и то что в том мире Лобачевский, а в этом Евклид, каким-то образом связано с тем, что то пространство по-особому искажено. То есть если обычно параллельные мира представляются нам полностью соответствующими друг другу по пространству, то этот искажён относительно нашего из-за этих самых непараллельных параллельных прямых. Да. И вот это всё вместе может и даже должно применяться в рисовании.

Нестеров: Павел Флоренский и Сергей Булгаков


Ну а поскольку наше образование во многом базируется на принципах Фаворского, который не мог не перенять часть идей Флоренского, то, возможно, чтобы понять смысл нашего рисунка, нужно думать не о нашем бренном мире, а о мире идей. Только никто этого не знает, потому что я с огромным трудом продралась сквозь все эти теории. То, о чём говорит Чувашев, намного проще, но во многом является следствием вышеупомянутого. Все эти пространственные ходы, объёмы и ощущения в конце-то концов являются различными формами идей, заложенных в этом пространстве. И мы рисуем не натуру и не людей, а связываем эти пространственные отношения в рамках одного листа. Кстати, Флоренский полагает, что рисование тоже есть проявление идей. И не мы продумываем штрих, но штрих выявляет формы, уже существующие. Как если монетку через лист бумаги проштриховать, так и здесь идеи проявляются через посредство карандаша в вашей руке. Во как. Я лично до сих пор не переварила всю ту информацию, это сложно.

Ваше аниме - Византия
Далее самые интересные вещи приходили на ум по поводу истории искусств. И снова религиозная тематика. Ну вот связано рисование с религией, ничего тут не поделаешь, уж слишком много в нём всего непроверенного и непонятного. После развития античной культуры происходит откат обратно в древность. Однако получившие потом мощное развитие религиозные христианские направления начали появляться задолго до распада.

Как гласит лекция, первым в этом деле был Фаюсский портрет, который развивался на территории Африки в Египте. Чтобы душа узнала тело, к лицу ставилась доска с портретом. Это была часть Римской империи, по-моему. Но портреты отличались необычайно большими глазами и простотой. Первые христиане переймут эту черту. Их не интересовало тело и его пропорции. Им нужна была идея, выраженная в рисунке. Ради идея искажались руки и ноги, упрощались движения, но появлялись выразительные жесты и эмоции. В чём-то это было похоже на театр. И очень важной чертой уже Византийской культуры стали огромные глаза, которые отражали душу. Глаза - зеркало души, поэтому они были самым важным местом в портрете.

А теперь вспомните, какому современному направлению присущи все эти черты? Ага, верно, аниме. Большие глаза, упрощённые тела и так далее. И, что поразительно, аниме действительно считается весьма эмоциональным и душевным! Потому что когда им стало несколько всё равно на рисовку, они стали больше внимания уделять выразительности. Да даже те же чибики, что это такое, как не попытка показать, что внешность персонажа не имеют значения, только душа, сияющая в этих блюдообразных глазах? Кстати, чем эмоциональнее герой, тем больше у него глаза, факт. А всё пошло из древнехристианской культуры.

Однако...вот тут мы и переходим к заголовку данного поста. Дело в том, что не аниме первым подхватило эту тенденцию. А диснеевские мультики, то есть западная культура. В 20 веке начинается мощная тенденция к упрощению формы и выявлению идеи. Абстракционизм, постмодернизм, всё это не что иное, как духовный аналог религии. Если две тысячи лет назад люди руководствовались приближением к Богу, то сейчас они пытаются приблизиться к сути вещей. То же самое, просто названо другими именами. Логотип, столь развитый в наше время, есть не что иное как новая система знаков. Просто если раньше рыба и юноша с ягнёнком был символом христианства, то сейчас жёлтая буква "м" на красном фоне - символ фастфуда, быстрой и дешёвой еды. Ну, приземлились немножко человеческие потребности, ну что поделаешь. Сейчас уже не так модно, как в эпоху Возрождения, рисовать красивые мускулы и прочее. Зато стилизации...о, её хоть отбавляй! С базовыми потребностями, на самом деле, тоже есть параллель. Потому что после падения Рима на первое место вышло снова первобытное искусство, на уже более развитом уровне. Вместо человека снова стали изображать растительные и животные мотивы. История повторяется, просто капельку по-другому. Самое забавное, что благодаря фотографии параллельно с тем входит в моду копирование реальности, но делают это другие люди и с другими целями. В общем, интересное развитие, мне нравится. Будем ждать, к чему это приведёт (а приведёт это к объединению обеих тенденций в одну, то есть равенство формы и духа, но каждое будет намного более проработанным, чем это делалось раньше).

Ну и напоследок...да. Эволюция всего мира в рамках одного человека. В утробе матери младенец повторяет развитие всех своих далёких предков. При жизни он продолжает повторять развитие предков уже человеческих. С их мировосприятием и мышлением. И если человечество в палеолите рисовало животных, не пытаясь отметить среди них себя, ибо это было и так понятно, то то же самое делает и ребёнок. Постепенно появляется самосознание, желание оставить свой отпечаток в мире вокруг, усложняется композиция, появляются куда более тонкие идеи. Человек начинает изменять мир вокруг себя в соответствии со своими потребностями, человек поклоняется своему телу, человек поклоняется духу. Его сознание постепенно приходит к единой концепции, он взрослеет и в конце концов оказывается в мире, который он полностью создал сам. Всё человечество и каждый отдельный человек каждый раз, когда рождается. Забавный процесс, не правда ли?


Tags: рисование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments